0076 О решительности и действии

решительностьДля того, чтобы получить силы к очищению, необходимо, во-первых, получить понятия о добре и зле, которые даются через Писание и учение Святых отцов. Во-вторых, следует быть старательным в исполнении добрых дел, и с постоянными рассуждениями о добре и зле, воздерживаться от выбора зла в самоугождение себе и не подчиняться воле врага. Все эти шаги следует исполнять с великим терпением, не поддаваясь саможалению и самооправданию. Не допускайте постоянных колебаний в исполнении то добра, то зла. Такой выбор и  такая настроенность не принесет плода.

 Так поступая, начнется очищение вас, которое будет сопровождаться познанием себя и Бога. Мало иметь только знание  о добре и зле, необходимо с твердостью следовать путем добра,  никогда не соглашаясь на зло.

 

Конечно, получив познания о Боге, в человеке возникает желание жить по Его законам, т.е. исполнять Волю Божию, т.к. это заложено в естестве создания.

Одного желания, однако, мало, нужна еще рассудительность для того, чтобы научиться исполнять его, и решимость как движущая сила к исполнению.

Но решимость, как правило, приходит только в начале познания как ощущение чего-то нового, а новое всегда интересно. Но со временем решительность ослабевает по причине приходящих трудностей, неудобств, а то и по беспечности или занятости чем-то другим.

 

Сама по себе решительность – это внутренняя движущая сила души. Если человек решит поступать не по привычке к удовлетворению естественных и приобретенных потребностей, а по принципу  исполнять не то, что приятно, а то, что полезно (по заповедям Божиим), и то, что ведет к познанию Бога, то решительность, и является проводником к действию. 

 

В начале, нужно понять, что тебе мешает жить по заповедям, и ответом будет – страсти и твои привычки к услаждению и к удовлетворению всевозможных потребностей. Но потребностей часто бывает собрано столько, что невозможно в них уже разобраться. Для этого даны и наставления в Св. Писании, и учения Св. отцов, и каждый человек уже по своему расположению должен в начале выбрать основные (т.е. действительно необходимые) потребности для себя, а остальные постепенно отвергать. После этого через духовные поучения определять способы борьбы. Т.е., должен произойти процесс переосмысления своих привычек, знаний, укрощение желаний, и для этого нужны решительность и рассудительность.

 

Я подобен больному, который в бреду произносит слова ничего незначащие, не управляет движениями своими, желает ненужного, не видит и не слышит ничего. Так живет душа моя под действием страстей моих, и успокаивает ее только Благодать Твоя, которую даешь Ты для поддержания меня. Положи холодный компресс на разгоряченную безумием душу мою, вылечи меня, Врач души моей!

 

И так через Св. Писание и учения Св. отцов человек познает, что им владеет страсть.

И по естественному действию души человек определяет (зачастую незаметно для себя) – хочу я от нее избавиться или нет.

Часто христианин и желает избавиться от страсти, но его желание не подтверждено решительностью, а зачастую и желание возникает только из страха перед наказанием, но сам желает услаждаться ею дальше. Он произносит только словами, но ничего для этого не делает, т.е. не борется с ней, по привычке к ней.

Но само слово «желаю» не может избавить. Для этого нужен титанический труд в виде борьбы со страстями и понуканием себя делать противоположное своим привычкам, жить добродетельно.

Опять нарушается естественный процесс, уже в желательной части души – желание есть, а действий нет.

 

Часто человек и не определяет, хочет он избавиться от страсти или нет, т.к. она ему якобы не мешает, это происходит по беспечности и незнанию.

 

Принцип действия любой стороны души цикличен, т.е. одно и тоже действие повторяется постоянно.

Сама цикличность работы удовлетворения желания вырабатывает привычку. Постоянное исполнение какого-либо желания, которое приносило ощущение покоя, действует уже неосознанно, т.е. мгновенно, без рассуждения.

Привычка не дает возможности человеку рассудить, полезно ему это или нет, правильно или неправильно, и механизм рассуждения исторгается, что и приводит к ослаблению внутренней силы сопротивляться неполезному.

 

Беда многих христиан, что они слушают слово и не исполняют его: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6, 46-49), «Будьте же исполнителями слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1, 22-26). В вас нет корня, и просите у Господа мудрости (Иак.1, 5-8), просите Господа, чтоб отверзлись ваши очи, просите, не переставая, просите день и ночь, уподобитесь слепому, который шел за Господом и кричал о помощи. Читайте Писание, читайте Слово Божие, и придет к вам разумение, если с верою, надеждою и постоянством будете это совершать. Каждое слово примеряйте на себя, а не на других. Оно говорится лично вам, вашей душе и упаси вас, читая, искать соломинку в глазу брата. Помните, что это вы слепы и вам нужно прозреть, а о других Господь Сам позаботится. И всю правду (т.е. все добродетели, которые в вас могут и быть частично) отдавайте как хвалу Господу, а всю неправду (т.е. страсти) приписывайте себе. С таким же чувством и Св. отцов читайте.

 

По своему характеру, темпераменту, жизненному опыту, пережитых обстоятельств человек знает какая добродетель ему ближе  и легче всего в исполнении, т.е.  знает свои лучшие стороны. Это и означает талант, данный Богом. Если же будешь совершенствоваться в нем, т.е. делать что-то сверх установленной нормы христианской жизни, это и означает отдать талант в рост.

Избери лучший путь и следуй по нему, так ты определишь свой путь в вечность и награду. Пусть этот путь будет через одну добродетель, но, утвердившись своими действиями, мыслями, желаниями в ней, и с Божией помощью иди дальше так, чтобы исполнение этой добродетели было уже естественным в тебе, без каких-либо колебаний и подчинений своему самолюбию.

Только когда Господь увидит, что в этой добродетели ты достиг совершенства, тогда и подаст возможность в раскрытии и исполнении других даров, которые близки тебе, и твое дело развивать уже их дальше. А если, имея один дар, ты становишься на уровне безразличия и употребишь только на свои самолюбивые нужды, т.е. услаждая себя, то и заберет Господь этот дар, и будет позор и стыд во время Суда Божьего.

 

Тебе дано Господом столько даров в познании себя и Господа, а ты неблагодарный слушатель только. Ты только слушаешь, а исполнять не спешишь, а если что и исполняешь, так это опять дар Божий. Сама ты ничего не сделала для исполнения Слова Божьего, а ведь сказано, что «кто вникает в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1,25).

Только не беги и не кричи: что мне надо делать? Пока ничего, просто осознай все хорошо и научись бороться со страстями своими.

 

Если любовь выражается в словах, но не подтверждается в поступках жертвою своего «я», своих желаний, то она не является истинной, она — страсть. Тот же, кто способен принести в жертву свою страсть (т.е. свою привычку ко злу), способен и истинно возлюбить, и жить по заповеди: «не ищи своего, но пользы другого».

Поэтому чувство без действия остается чувством – мечтанием, а не становится силой созидающей. 

Тот же, кто не чувствует любви Бога к себе и своей любви к Нему — не исполняет на деле заповеди Мои, и ждет чудес исцеления своего мечтательно, без действий. Это нерадение и лень человеческая даже в вопросе спасения своей души. Такой человек зацепился за знание, что Господь  Милостив и держится им, и такой человек будет спасен, но награда ему – по действиям и усердиям его, а значит, покой только (по силе ревности его) без радости и ликования (по состоянию сердца его).

Тому же, кто идет по пути правды Господней, а не стоит на нем, будет награда за действия его по расстоянию пройденного им пути, и по расположению сердца его.

Можно идти по упрямству и заблуждению, самоуверенно шагая в пропасть,  можно без чувств ко Мне  стоять по мечтательности и нерадению (без дел правды и добра), а можно идти уверенно и без лукавства, когда любое познание и любое внутреннее ощущение  истины подкрепляется делом.

 

Научи меня, Господи, делать добро без лукавства и лицемерия! Что значит делание это?

Делать добро – это когда не вспоминаешь о себе, это когда рассудок не рассчитывает получить себе добро, а отдать другому, это когда желания не услаждают себя, и решительность не колеблется под саможалением, это когда любовь чиста без обольщения собою.

Я хочу жить, следуя пути Твоему, Ты – пример для меня!

Твое терпение, Твое безгневие, Твое милосердие, Твоя доброта, Твое отречение от воли Твоей, Твоя кротость, Твоя помощь всем – все дела Твои неисчислимы!

«Утверди шаги мои на путях Твоих!».

Дай мне силы исполнять добродетели, а не просто знать о них.

 

(215)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *