Ты создал человека по образу Твоему, и Ты – Непостижимый Величественный Разум подал ум человеку, чтобы был он созданием разумным подобным Тебе. Для того, чтобы не извратилась сила ума мудрованиями своими и не увлекался он мечтательными наветами врага, дал Ты молитву человеку.
«Говори со Мной, создание Мое! Я подам тебе Истину, и соделаю тебя мудрым. Обращаясь ко Мне в молитве, получаешь ты силу Благодати, которая созидает тебя. Разговаривая с собой – с врагом твоим, получаешь ты «силу» разрушающую тебя. Молясь Мне, очищается сердце твое от нечистот твоих, воспламеняется дух твой, светлеет душа твоя. Говори со Мной, создание Мое!»
О чем человек помышляет в большей степени, то ему и дается. Когда думает он о земных вещах или об устройстве своей жизни по земным меркам, то ему это и дается. А так как оно не имеет Благословения Господнего при чрезмерном попечении, то и несет на себе печать греха и скорби. От пристрастия к миру существуют все человеческие неудовлетворенности, а не от Господа. Что выбрал – сам ведь выбирал.
А когда мысли в большей степени о духовном, то и дается ему больше духовных даров и необходимая степень попечения о земном. В какой степени выбирает человек мирскую или духовную жизнь, в такой степени и мысли его овладевают им. И Господь об этом говорит через все Евангелие. Если больше у тебя мыслей о твоих делах и проблемах, то ты любишь мир, а если больше рассуждений о духовном, то любишь Господа. И пусть твоя любовь пока мала, но чем больше будешь стремиться к Господу и не только мыслью, но и делом – тем больше Господь будет дарить тебе любовь к Нему.
Как хорошо, когда всем в тебе движет Господь, и помоги, Господи, приобрести «слух» — слышать мысли, которые Ты даешь во благо мне, и подари, Господи, мудрость их верно исполнять и славить, и благодарить Тебя, Господи, за все и всегда. И запрети мне, Господи, Твои милости приписывать себе, грешной, научи принимать их как самые дорогие подарки и осознавать свою недостойность, и только восхищаться Тобою, как Ты это делаешь – как Ты велик!
Мысли, дающиеся Богом, всегда ясны, и они как молния сразу озаряют тебя. Ты точно чувствуешь, когда они приходят, и точно сразу помнишь, с каких слов начались. А мысли «темного» подкрадываются незаметно. Сначала они очень быстро сменяют одна другую так, что и уследить не в силах. А потом ты все-таки останавливаешься на какой-то, и она уже начинает тебя кружить. Ты повторяешь ее множество раз, в отличие от первых. Они быстро увлекают тебя и в них главное – это мысль о тебе, ты кружишься в них вокруг себя – то ли хвалением себя, то ли страхом за себя, то ли заботами о себе, и там нет места Богу. Бывают помыслы о твоих добродетелях, угодных Богу, но они все равно не о Нем, а о тебе, бывают о служении Богу, но ты и там опять на первом месте.
Мысли, которые даются Господом, не бывают въедливыми, какими являются от «темного». Вторые всегда кружатся как бы на месте, они повторяются и повторяются, как пластинка. И ты не можешь от них отделаться, ты пытаешься переключиться на что-то, но не получается. Ты все равно возвращаешься к ним, возможно, с небольшими вариациями, которые домысливаются. Вот это и означает въедливость. В основном же они о тебе или что, кому скажешь. Если и ухищряются вставить имя Господа, то это все равно сопряжено с недоверием к Господу, с паническим страхом перед Господом и привносят сомнения.
Мысль от Господа озаряет человека и вселяет уверенность в правильности, и приносит покой. Она не кружится, сказано один раз, и человек точно помнит, т.е. эта мысль не насилует ум. Но если человек во власти «темного» по своему выбору, то он не может получать мысли от Господа, за некоторым исключением, когда это сопряжено то ли с опасностью, то ли с Промыслом Божиим на будущее.
Как мне надоел мысленный разговор с самим собой! Что может сказать себе страстный человек, покрытый тьмой?
Что может быть в уме души его? Заблуждения его и мудрования плотские.
Что может быть в сердце его? Чувства страстные и желания самолюбивые.
Разговаривая с собой, я становлюсь безумным. Кажется мне, что с собой говорю и ищу ответы на вопросы, интересующие меня, говорю же с врагом моим, который прикрывается мною.
Кто может во мне дать истинный совет мне? Кто может ответить на любой вопрос мой? Кто может указать мне путь в вечность?
Тот, Кто создал меня и знает все помышления и дела мои! Тот, Кто испытывает сердце мое и очищает его! Это – мой Бог, это – Истина, это – Разум, это – Любовь!
Научи меня, мой Господи, обращаться только к Тебе и наставь меня на путь совершенства!
Как мне хочется разговаривать только с Тобой!
Когда Дух руководил, мысли были ясные и четкие. Когда возникал какой-то вопрос, даже жизненный, мирской, то Он давал ответ как, и что сделать, а сейчас началось смятение мыслей и сомнения. «Темный» входит сразу же, как только Благодать чуть отошла, «темный» тут как тут, то и подступиться не смел, а если и пытался в какие-то минуты, то тут же отсекался. А сейчас уже чувствуется его влияние – мысли сразу же другие – о себе, о работе, какие-то не трезвые, а как бы полупьяные, мечтательные, нереальные, с воспоминаниями ненужными и сразу «я».
Пришли враги, Господи, и разграбили душу мою помыслами о мире и о себе. Унесли они из памяти моей животворящую память о Тебе, мой Боже, молитву мою унесли и выбросили в яму ада помыслов, смерть сеющих.
Как вор, вынося богатство, оставляет грязь и беспорядок, так и в душе моей осталось беспокойство и пустота, ибо вынесли самое дорогое. Оставили они меня нищим и разбитым, но сам я виноват в этом. Не звал Спасителя моего, Защитника моего, увлекся лживыми речами мысленными, забыв о брани внутренней.
Прости меня, мой Господи, буду плакать день и ночь, прося вернуть мне сокровища мои, которые Ты подарил мне – молитву к Тебе, память о Тебе, терпение и силу в брани! Соделай меня достойным Твоей милости, Спаситель мой!
Часто человек даже в вопросах веры кружится мыслями о себе (о своем предназначении, мучается, не понимая, что ему нужно делать, кто ему поможет и т.п.). Также могут быть мысли о ком-то или о чем-то, и все они касаются как будто бы духовного познания, но на самом деле, любая мысль о себе – это самость и желание получить блага для себя ради себя. Мысль о себе не может быть во Славу Божию, если она не благодарит, не славит Бога и не сокрушается о грехах своих. Даже в молитве можно ставить себя на первое место, а на второе Бога, и выглядит она как требование к Богу подать то, что человеку кажется необходимым, а не как смирение без своих условий.
Вот когда человек перестанет думать о себе, о других, а будет думать только о Боге, тогда и придет для него будущий век.
Господи! Научи меня распознавать помыслы в той степени, которая мне полезна, для того, чтобы научиться не поддаваться «темному» и не грешить.
Бывают ситуации, когда человек правильно поступил или сказал что-то. Враг начинает смущать сомнениями, что кто-то что-то не так подумает о нем или его деле, и приводит мнимые разговоры (это похоже на действие, когда два человека ведут спор). Он стремится возбудить человека вступить с ним в мысленный спор. Человек начинает отвечать и все как будто бы правильно отвечает, но уже тем, что отвечает ему, сам начинает бороться с врагом и забывает о том, что нельзя вести мысленный разговор «с самим собой», а необходимо звать Бога на помощь.
Не забывайте, что Я управляю всем, и не пытайтесь сами бороться. В такой борьбе четко проявляется ваша самость, а где самость, там поражение. Это, зачастую, попускается для испытания маловерия или проверки на тщеславие.
Спасибо Тебе, мой Утешитель, что пришел и прогнал врагов моих! Если бы не Ты, они бы не отпустили меня, вот приставучие подлые. Как тяжело же от них отделаться, когда пропускаю первые их внушения. Любовь моя, помоги больше не пропускать их вранья, чтобы не служить им.
Не давай себе расслабиться, тебя смущают для того, чтобы ты сошла с правильного пути. Ведь, если бы ты что-то неверно делала, то тебя бы и не смущали. Значит, ты все верно делаешь – живи тихо, занимайся постоянно молитвой и все мысли, не связанные с Богом, отбрасывай и не задерживайся на них.
Если понимаешь, что смущение, то зачем же слушаешь его? Не слушай «темного», а говори – на все воля Божия, управь обо мне, Господи, как Тебе будет угодно!
Если бы был такой записывающий прибор, который был бы подключен к вашим мыслям, вы бы сошли с ума только от той написанной неразберихи, о чем думает человек. Он вспоминает разговоры с кем-то, причем он повторяет мысленно, что он сказал много раз или что сказал собеседник. Если ему понравилось как он сказал, то он начинает гордиться этим, а если не понравилось, то думает, что надо было сказать по-другому, и начинает мучаться. Если собеседник обидел тебя, то ты вспоминаешь его слова и тут же придумываешь (если ты ему сразу не ответил), что ты ему скажешь или сделаешь. И ты не осознаешь, что «темный» с левой стороны шепчет тебе все эти отмщения. И так час за часом, день за днем. А так как ты не способен различить и отогнать его, то ты опять в его власти, сам того не ощущая. Ты расстраиваешься, ты страдаешь, ты не можешь долго успокоиться, а ты ведь только подумал, а в твоей душе уже тяжесть. А если взять так хотя бы одну неделю – то это уже мрак, не говоря о всей жизни. Бедный человек, только из-за своего нерадения, нежелания или лени узнать истину – ты мучаешься всю жизнь.
Представляй, что все, что ты думаешь и делаешь, сразу же передается в Царствие Небесное, и все там это слышат и видят. А ты в это время или упиваешься твоим «я», или гневаешься, или гордишься и т.д. Страшная картина, правда? Вот и вспоминай ее всегда.
Господи! Я ненавижу свои мысли – это постоянный бред, который находится у меня в уме, это какие-то ненужные мечтания ни о чем, то кто что скажет, то кто что подумает, куда пойду, что увижу. Когда я наблюдаю со стороны за собой, то мне кажется, что я умалишенная. Разве может человек пред Богом нести такой бред? А я ведь всю жизнь это делала и сейчас продолжаю. Горе мне, Господи, спаси меня. Я так не хочу, мне так плохо, очисти мой ум, чтобы он не мучил меня вместе с врагом моим. Как они мне надоели! Они не дают мне пребывать с Тобою, они отвлекают меня от постоянной молитвы. Спаси меня и помилуй. Только на Тебя надеюсь, помилуй. Я отрицаюсь своих мыслей. Я ненавижу наветы «темного». Забери их от меня, я сама никогда не справлюсь. Я пойду как всегда у них на поводу и буду служить им. Помилуй меня, Любовь моя! Пока я предаюсь хотя бы одной своей мысли и одному навету, то я не могу быть с Тобой, потому что это измена Тебе, прости меня! Будь ко мне милосерден, потому что Ты знаешь, что не по злобе своей делаю это, а по немощи и греховности своей. Вылечи меня, мой Утешитель и Избавитель! Я готова принять любое Твое врачевание, только дай мне силы их перенести. Ты видишь немощь мою, что, даже прося о лекарствах, тут же прошу еще и подать сил, без Тебя ничего не могу!
Убежать от мыслей невозможно, но можно изменить образ мыслей. Приходит что-то на ум, какое-то желание, воспоминание – остановись и скажи: «Господи, вот пришло на ум то-то, я не знаю надо оно мне или нет, но по немощи моей я подумаю об этом, а Ты посмотри, правильно ли я это делаю, и если нет, то останови ход моих рассуждений, чтобы не согрешить. Ты управь обо мне, Господи, а то я ведь без Тебя увлекусь и натворю такого, что потом и не разберусь». И обрати внимание, что пока будешь так обращаться к Господу, обязательно с сокрушением о своей беспомощности в любом деле, то, возможно, и забудешь о том, что пришло до этого на ум. Забыл, значит, не нужно тебе это было, и поблагодари Господа, что так быстро тебе ответил на твою молитву. А если помнишь, то так и рассказывай Господу, как думаешь, Он же все равно знает твои мысли, так что ж скрываться? Только когда рассуждаешь, не забывай, что Господь рядом и все слушает, и бойся сказать что-либо неугодное Ему, т.е. что нарушает Его заповеди. Но бойся не по лукавству твоему, а по смирению. Запомни, что очень большая глупость – советоваться с самим собой. Не доверяй себе, твое самолюбие – очень плохой советчик тебе. А что Господу будет угодно, то Он даст тебе знать. И если так привыкнешь, то и даст тебе Господь распознавание – действительно тебе это надо или нет.
Научи меня, Господи мой, молчать мыслями моими, чтобы не убивали они меня пустомыслием своим и страстными сочетаниями с врагом моим!
Научи меня молчать устами своими, чтобы не служили они пустословию моему, тщеславию моему, гневу моему!
Научи меня произносить только слова любви и утешения людям Твоим!
Научи меня вечной молитве к Тебе, чтобы песней радости о Тебе была она, чтобы Славу пела Тебе, Любимому!
(205)