0061 О рассудительности

о рассудительности

Очень значимой в действии души является мотивация, т.е. почему человек что-то делает. Так, это может быть для потребностей (т.е. удовлетворение естественных потребностей), для услаждения (т.е. получение приятных ощущений) и для пользы (чаще это по принуждению к правильному действию и приобретению добродетелей). Например, пост должен приводить в порядок все эти мотивы – устранение от себя приятных привычек и ощущений, которые человек приобретает в течение жизни, это касается и питания, и действия страстей. Вместе с устранением услаждений, сам прием пищи или режим жизни не упраздняются, т.к. являются естественными потребностями организма. И третий мотив — принуждение себя для восстановления естества, что является полезным как для души, так и тела.

Первый мотив – естественный процесс, вложенный Богом при создании.

Второй мотив человеческих действий – изобретение врага, как потакание своей воле.

Третий мотив – механизм борьбы с грехом, как сдерживание себя в выборе между добром и злом.

 

Знания человеческие как жить и поступать в различных ситуациях, строятся на трех основаниях: способности человека наблюдать и делать выводы (это и чтение, и жизненный опыт свой и других, и сама наблюдательность);  пытливости ума (желание познать истину, обучение, только в этом, задавай себе чаще вопрос – ради чего и кого);  и ведение (это и заповеди Божьи, и мысли озаряющие, и голос совести, как внутреннее знание).

Все эти основания даны каждому человеку, но каждый использует их по своему настрою сердца. Если в сердце страсти властвуют, то и знание формируется под их воздействием. Чем больше человек очищается, тем меньше он руководствуется первыми, а более —  последним.

 

Задавайте себе чаще вопрос — почему я что-то делаю, во имя кого или чего? Сначала вы можете не найти ответа, все у вас неопределенно – делаю так, не знаю почему. Это состояние губительно для души, оно не дает ясности и похоже на туман, как будто бы и не темно, но и не светло.

Чтобы избежать этого состояния безразличия и неопределенности, решите, ради чего вы в христианстве, кто для вас Бог, и чего вы ждете от Него? Заставляйте себя каждый раз определять – ради кого вы что-то делаете — ради Бога, или ради себя. Чем больше у вас будет правдивых ответов – ради Бога, тем ближе вы будете к Нему.

 

Если это образы духовного плана, то для этого у рассудка мало информации, т.к. эти образы невидимы и неощутимы. Т.е., рассудок, по своей привычке, старается применить образ к реальному человеческому действию и не может рассудить, что это за образ и как его применить. Рассудок — это генератор информации, а материала и опыта у него мало в этой области и он не справляется с решением духовного вопроса. И остается человек с сомнениями в вере, с заблуждениями или только с набором понятий, которые остались в памяти. Т.е. человек заходит в определенный тупик в познании Бога, и многие так и остаются на этом этапе неопределенности, т.к. рассудок не дошел до познания, и в человеке нет четкой определенности, отсюда порождаются его личные мнения и предположения.

 

Незнающий истины живет по своему мнению, которое не может по своей природе быть истиной. Истина же открывается человеку Богом по Его произволению, но и  по произволению человека искреннего и чистого. Человек, живущий по заповедям, приобретает мудрость, которая заключается в четком распознании добра  и зла, и  в твердости не поддаваться злу, осознавая, что служа ему – убиваешь себя и предаешь Бога. 

 

Спокойно воспринять неверные рассуждения или заблуждения другого человека способен тот, кто идет по пути познания Истины. Зная Ее, человек остается спокоен и уверен в Ней, и ничего не может его возмутить, т.к. он имеет точное внутреннее знание вопроса. А так как это Истинное знание, то и несет оно бесстрастные плоды – покой, радость, ведение, молитву.

Если же человека возмущает чье-то видение вопроса, и он пытается что-то доказать, повторяет свои слова и вслух и в мыслях, то это признак ложного вражьего знания. Такой человек, находясь в сетях врага, утверждается и кружится в заблуждении, этот вопрос становится для него важнее всего, что ни о чем другом человек и думать не может, не говоря уже о молитве. И плод – беспокойство, гнев, упорство, самоуверенность.

Следите за собой, какие внутренние чувства вызывают у вас разговоры, размышления, что они несут, и по плодам этим (вашим ощущениям) узнавайте какому миру вы сейчас служите.

 

Не может знать истину то, что  само создано, оно может видеть результат созданного, а не его сущность и скрытые возможности или способности. Только Создавший может раскрыть истину, но и она не может быть принята созданием полно, т.к. мало познаний в других областях.

 

Человек, живя без Бога, способен только на заблуждения ума, расслабление  духовной воли  и самолюбие, т.к. не знает другого, более высшего.

 

Когда остановишься на пути с вопросом как поступить – исполняй все по заповеди Ветхого завета: возлюби ближнего, делая все для пользы его, а не своей. И так поступай каждый раз.

Не имея внутреннего настроя и сил на заповеди блаженства, не бойся спускаться к заповедям Ветхого. Главное, соблюди заповеди Бога!

Исполняя их вначале, затем будешь способен исполнить  заповеди Нового. Т.е., не ища своего – приобретешь и слезы, и нищету духа, и кротость.

А Господь Сам определит тебе твою ступень совершенства!

 

Человек может говорить о Боге не познав Истину, о том, что  ему кажется он познал, и о том, что точно сам не познал, но старается выглядеть познавшим. В первом случае обычно нет лукавства, а простое неведение с неисполнением того, о чем узнал, т.е. сам не сделал. Второй же по своему тщеславию и самовозношению несет слово, чтобы возвысить свою значимость и псевдовсеведение.

Слово второго более безжизненно, и только по милости Божьей может восприниматься слушателем. В первом же есть возможность  того, что слушающий будет подвигнут к делу, даже когда не делал говорящий.

 

Любое ведение то ли ангелу, то ли душе дается Богом. Враг же, лишившись Благодати, не имеет этого ведения, а имеет умное рассуждение, основанное на своих злых чувствах.

Духовное ведение о себе и другом дается Богом человеку  по чистоте сердца, т.е. когда во внутреннем мире человека не возникает чувств недобрых, которые  являются почвой для недобрых рассуждений ума.

 

По Своему Всеведению, Богом даны были заповеди для рассудка как готовые  решения, как поступать в той или иной ситуации.

 

Один человек захотел приобрести богатство (т.е. приобрести спасение – войти в Царствие Небесное). Ему добрые люди (Святые отцы) рассказали, как оно выглядит, и указали дорогу к нему. Собравшись на поиски, он придумал, как оно должно выглядеть и какая будет легкая дорога. Но, пойдя по той дороге, которую ему указали, увидел, что эта дорога не выложена самоцветами, она каменистая и болотистая (и идти по ней сложно, надо много сил и умений). Поэтому он решил идти другой дорогой, более удобной, как ему казалось. Но дорога та завела его не туда, вот и зашел он в тупик, а теперь ходит и спрашивает у всех – куда идти?

 

Правильно читаешь у св. отцов, что во всем надо советоваться со священниками, так ты ведь не в монастыре, а в миру, и времена сейчас не те. Не можешь ты каждую мысль исповедовать священнику по образу жизни. Пусть постоянная молитва будет тебе оградой от наветов «темного».

Если же есть возможность все мысли  передавать духовнику – смотри, чтобы это потом не стало привычкой, которая остановит твою борьбу, ты все свое внимание сосредоточишь на прислушивании к мыслям и будешь гадать – от кого это и что это? Закрутит тебя тогда «темный», что и выхода не найдешь. Так он тебе подбросил что-то, ты не приняла и забыла, а если даже и приняла, то ненадолго, а, очнувшись, выгоняешь и продолжаешь дальше молитву или чтение. А помнить обо всем, что подбрасывает, недопустимо, т.к. оно начнет тобой владеть. Вспомни, что даже те мысли, которые, замешкавшись, отбросила, – все равно еще находятся в памяти и досаждают тебе.

 

Все мысли,  в которых ты рассуждаешь о чем-то  — твои  или «темного» — тем более надо научиться отвергать. Если твои мысли – рассуждения приходят, то помни, что им нельзя доверять полностью. Сам ты не можешь знать истины, т.к. подвержен греху и привык к страстям, поэтому различить добрые они или недобрые  трудно. Так как нет у тебя возможности исповедовать их постоянно опытному духовнику, то и научись  все отвергать сразу же.

Это только не касается молитвы и рассуждений о Господе. Твои мысли должны принадлежать Господу и быть только молитвой – разговором с Господом. А ты впадаешь своими рассуждениями о людях, о событиях в свои мудрования. Знай, что ничего доброго от тебя не исходит, а все Божие. 

Когда рассуждаешь о ком-то не в молитве — то ты в этот момент думаешь или по человекоугодию, или ищешь признания его, или мудрствуешь, и творишь над ним суд (даже если и одобряешь его).

 

Если все-таки и происходят ситуации, которые требуют твоего рассуждения, обдумывания, как поступить, то руководствуйся только заповедями и Писанием, так приобретешь истинное смирение – ни о ком не думать, ни о чем не мечтать, все отдавать на волю Божию. И если будешь находиться в постоянной молитве, то и не будут тревожить эти мысли. Много бед от них. Для рассуждения нужны чистота ума и сердца, опыт и ведение, только тогда сможешь распоряжаться ими в полной мере.     

 

А если и надо что-то обдумать о ком-то или о чем-то, то делай это опять с молитвой – просьбой об этом деле, и обращайся к Господу как к Другу за советом и помощью. Так пресечешь свое мудрование, не пропустишь «темного» и угодишь Господу своим смирением и доверием к Нему.

 

 Когда сомневаешься в помысле (который зовет что-то сделать) от кого он, говори как Петр на рыбалке: « Я не знаю, Господи, надо это делать или не надо, но по слову Твоему – я  сделаю, а Ты сохрани меня и помилуй». Потом читай: «От тайных моих»  (Пс.18,13) несколько раз.  И знай точно, что Господь направляет только на добро и не говорит: сделай то-то и будет тебе то-то. Помни, что Господь тебе никогда ничего не обещал, кроме того, что всегда будет с тобой – Господь верен Себе.

 Петр сделал как Господь сказал и был улов и радость пришла –вот и ты сделаешь, что тебе сказано, если после этого радость придет и будешь чувствовать себя недостойной милости – от Бога был помысел. А если смущение придет и радость только за себя – замечай, как говорилось и что. Так и навыкнешь различать.

 

Когда не знаешь, как поступить в той или иной ситуации, остановись и не спеши принимать решение. Будь спокоен и обратись к Господу с молитвой, как тебе поступить. Только не предлагай Ему свои варианты того, как ты можешь сделать, а то, прося так Бога, ты указываешь,  как  Ему промышлять о тебе. После молитвы будь спокоен и уверен, что Господь тебя не оставит. Он даст тебе знать через глас Свой – совесть.

Как это происходит? Обычно ум человека определяет варианты уже до молитвы, как поступить, одни варианты верны, другие нет. Совесть же возвещает о варианте, угодном Богу, и, следовательно, ты можешь поступить по воле Бога, а можешь избрать вариант, удобный для тебя.

В первом варианте ты выбираешь Бога, во втором – свою самость, которая предлагает совести сделку, она оправдывается перед ней, выставляя всевозможные причины, почему человек не может поступить так, как говорит совесть. И каждый шаг, который ты будешь делать по совести, не угождая себе, даже если тебе это кажется неверным, будет вести тебя по пути правды Божией и чаще молись: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16). И из таких  твоих выборов и складывается жизнь внутренняя.

 

Совесть – это мудрость духовная, данная Богом, которая четко знает о добре и зле и склоняет к добру. Тот же в ком заглушена она, не может жить истинною духовной жизнью, т.к. наступает помутнение мудрости и она становится частным мнением.

Совесть заглушается свободной волей человека, который отвергает ее внушения и переходит на сторону лукавства.

Если же ты не слышишь совесть, которая заглушена твоей привычкой к хождению по своей самости, то руководствуйся заповедями Божьими, не ища своего, но пользы другого, т.е. по закону любви к ближнему и к Богу. И это тоже будет — поступить  по воле Божьей.

В любой ситуации помни и заставляй себя говорить: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс.33). Только не себе благо, а человеку. И Господь всегда воздаст тебе за сотворенное с Его помощью благо во имя другого, в стократ. И пусть не сразу, пусть позже и не здесь ты получишь награду, но Господь никогда не  останется должен за добро, Он всегда вознаграждает за него. Ты это знай, но не думай о наградах, чтобы не быть лицемерным пред Богом. Твори добро с простотою сердца своего, ибо там, где простота, нет лукавства.

Если же и совесть не слышно, и воля склоняется к самолюбию, и не способен распознать где зло, а где добро, тогда поставь себя перед Самим Богом и думай о Суде Его, и пусть этот страх услышать обличения из уст Божьих и страх ада будет для тебя указанием, как поступить.

 

В борьбе со страстями рассудок служит средством для получения информации о том, что такое страсть, и для возможности определить ее в себе. Но человеческий рассудок отвлечен на познание всего и ничего. Ум рассеян, мечтателен и не может познать истины.       

 

Неисполнение же заповедей повлекло за собой искажение размышлений рассудка, и вследствие этого – его навык  в подаче неправильного вывода и за ним греховные действия.

 

Очищение ума — это уменьшение видимых мирских образов, понятий, слов, дел и увеличение образов Божественного Мира, и для этого особенно необходима молитва и борьба с помыслами.

 

Научи меня, Господи, любить мудрость Твою, а не глупость свою!

Глупость моя любит общаться с самолюбием моим и со всеми страстями моими. Ведут они долгие беседы абсурдные, ничего незначащие, а воображают, что размышляют о великом и постигают себя.

Глупый ум души моей ищет Истину там, где ее нет, и отвергает мудрость Твою.

Глупость моя ходит под влиянием врага моего, а не под руководством Владыки и Создателя моего.

Глупость моя поднимает меня в своих глазах, и я падаю в глазах Мудрости Твоей.

Исторгни, Господи, глупость мою с размышлениями своими и научи меня Мудрости Твоей!

(165)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *